Новые положения в Законе "О потребительском кредите" вступившие в силу с 1 июля!
С потребительским кредитом сталкивается хотя бы раз в жизни каждый человек. И вот, наконец-то, государство встало на защиту прав простых потребителей-заемщиков. Теперь виды, процедура выдачи и права заемщиков будут регулироваться законодательно. Но в чем конкретно это будет выражаться?
- Любые организации, занимающиеся выдачей кредитов, будут обязаны использовать при оформлении документации стандартные формы соглашений о кредитовании с практически идентичными условиями.
- Кредитодатель будет обязан сообщать заемщику в полной мере все данные о стоимости кредита. Аббревиатура (ПСК) с показателем должна быть размещена на каждом договоре на первой странице, слева вверху. Причем шрифтов нормального размера.
- Показатель (ПСК) не должен быть более чем на 1/3 больше, чем средние по рынку показатели, которые, в свою очередь, рассчитываются Центробанком Российской Федерации каждый квартал.
- В продолжение о шрифте, теперь запрещено использовать при составлении договора мелкий шрифт. Это направлено на стандартизацию в процессе формирования на рынке процентных ставок по кредитам. Наконец-то из договоров исчезнут условия, напечатанные мелким шрифтом.
- Резко сократить должны будут кредиторы и использование слишком сложных схем по кредитованию.
- Не менее важно и то, что заемщиков больше не будут кредиторы осаждать различными «сверхвыгодными предложениями», по которым нужно принять молниеносное решение. У заемщика в распоряжении теперь пять дней для того, чтобы решить - брать кредит или нет.
- Не имеют теперь кредиторы и права «втягивать» заемщика в свои страховые программы.
- Более того, заемщику дается право вернуть полученные по кредиту средства, оплатив лишь проценты. Это может сделать в течение двух недель, а случае целевых кредитов – целый месяц.
- Если же заемщик на полученные по потребительскому кредиту деньги купил «некондиционный» товар, то он вправе сдать его нерадивому продавцу, а тот обязан вернуть и деньги, и даже проценты, уже выплаченные покупателем по кредиту.
Выиграют и должники. Колекторским агентствам и самим банкам и фирмам по кредитованию теперь законодательно запрещено беспокоить заемщиков-должников посещениями, звонками и даже смс-сообщениями в ночное время: с 22 часов вечера до 8 часов утра – в рабочие дни, и с 20 часов вечера до 8 утра – в субботу-воскресение. Плюс к этому сотрудники колекторских организаций обязаны представляться и сообщать адрес и контактные телефоны. В противном случае, к ним будут применяться штрафные санкции.
При этом есть в законе и некоторые негативные моменты, с точки зрения, заемщика. Точнее, он один, но существенный. Это касается переуступки банком своих требований выплаты процентов и кредитных сумм колекторскому агентству, если заемщик просрочил по ним платежи. При этом в договоре позволительно оговорить запрет на такое право.
Вывод один, чтобы потребительский кредит принес только пользу, заемщик должен быть очень внимательным при заключении договора и, конечно, пунктуален по выплатам.